Как же плохо, что не было права на слово у маленькой Fevraskи. Я для себя сделала вывод, что ребенку нужно давать высказаться и принимать к сведению его интересы. И главное СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ!Ребёнок же человек!
Оригинал взят у
Как известно, Фрейд... предлагал разделение психических ролей на 3 категории. Значимой частью СУПЕРЭГО он называл совесть. Она приобретается посредством родительских наказаний. Другой стороной суперэго является ЭГО-ИДЕАЛ. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Появление Суперэго является также следствием разрешения эдипова комплекса.
М. Малер понимала раннее детство как процесс разделения и индивидуализации. В этом процессе, одна из стадий – консолидации объектов (24 – 36 мес.). В этот период ребенком достигается комплексное суждение о других людях или событиях как одновременно обладающими и «хорошими», и «плохими» свойствами. Ребенок становится более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Его ЭГО (и личность) становится более интегрированным, агрессивные импульсы нейтрализуются, родительские образы интернализуются и интегрируются из расщепленных прежде «хороших» и «плохих» объектов.
М. Боуэн сосредотачивается на эмоциональном функционировании семьи и утверждает, что уровень тревоги - наследственная характеристика, получаемая потомками от своих родительских семей, которые самым непосредственным образом участвуют в построении жизненного сценария личности. Отношение родителей к мужским и женским ролям формирует сценарные убеждения (паттерны) их детей относительно семейных ролей партнеров по браку и перспектив семейных отношений в целом. При этом, трагический сценарий формируется тогда, человек, еще будучи маленьким ребенком, по каким-либо причинам не принят родителями. Впоследствии он реализуется не только склонностью к суицидам, но и такими саморазрушительными тенденциями как склонность к риску, алкоголизм, наркомании. Большинство ограничений, которые окружают нас в жизни и мешают нашей самореализации, происходят от родительских предписаний.
Транзактный анализ Э. Берна принес новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и позволил увидеть скрытые механизмы, в основе которых лежат неосознаваемые самим человеком игры и сценарии жизни.
Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских предписаний, на основе или под влиянием которых дети принимают соответствующее решение. Предписанием могут служить как вербальные, так и невербальные воздействия родителей, которые воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни. Одни предписания могут давать позитивный импульс к развитию способностей ребенка («Какой замечательный рисунок у тебя получился, ты отлично рисуешь!»), другие толкают его к деструктивному поведению («Это у твоего Аполлона пупок такой? Это робот, а вот его кнопка! »).
Роджерс полагал, что необходимо принимать и уважать любого человека за то, какой он есть, без каких-либо "если", "и" или "но". Единственный способ не создавать комплексы в человеке – это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: "тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать".
Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: "Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал". Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.
Будучи сформированным в детстве отношение человека к себе может действовать как самореализующееся пророчество. Например, человек, считающий себя плохим, может поступать соответствующим образом или склонять окружающих, чтобы они поступали в отношении него не справедливо, унижающе. При этом он еще раз убеждается в своем первичном негативном представлении о себе. Наоборот, считая себя хорошим, он скорее будет склонен поступать в соответствии с этим представлением и видеть проявления любви от окружающих людей.